Сложности в обучении Чтобы учеба давалась легче, ищите причину неуспеваемости. Возможно, в классе дается слишком сложный учебный материал, и частые неудачи отбивают охоту учиться. Порой, имея наилучшие намерения, родители определяют ребенка в школу с углубленным изучением предмета, к которому тот не испытывает интереса. Постепенно желание учиться пропадает, и на выходе вы получаете отчаянного прогульщика и двоечника. Параллельно на отстающего ученика могут давить учителя, требуя равнения на лучших, и его самооценка падает до нуля.
Учитывайте таланты и склонности ребенка, его интересы и желания, выбирая занятие, которым ему предстоит заниматься больше положенного минимума. Поощряйте мечты ребенка о будущей профессии и дайте возможность попробовать себя в разных сферах деятельности. Не требуйте «верности» одному увлечению, даже если придется сменить десяток кружков и секций, чтобы найти «свое» дело.
Вот несколько советов психологов в поддержку родителям, которые желают, чтобы ребенок полюбил школу:
- Учите школьника самостоятельно искать и систематизировать информацию, сделайте учебный процесс веселее. Например, изучая историческое событие, можно посмотреть о нем хороший художественный фильм. Изучаете животное? Программы вроде «Ребятам о зверятах» будут как раз кстати.
По литературе задали прочесть огромный роман? Мир не рухнет, если воспользоваться аудиокнигой, составляя краткий план услышанного. Умение делать короткие конспекты вообще очень пригодится в жизни, поэтому желательно начать этому учиться как можно раньше. Хороши также всевозможные схемы и рисунки по теме, сделанные самостоятельно. Выполняя домашние задания, делайте перерывы на веселую игру — разгрузить мозг всегда полезно.
- Придумайте систему наград за достижения в учебе. Это могут быть символические награды, которые впоследствии можно выменять на игрушки, сладости или походы в кино. Также поощряйте ребенка за посещение школы, в частности за «неопоздания», вовремя собранный ранец и отсутствие замечаний за поведение.
- Общайтесь с ребенком как с другом, поддерживая и давая понять, что вы на его стороне. Ни в коем случае не унижайте и избегайте оценивания самого ребенка — оцениваем только поступки. Ведь вам же не придет в голову сказать взрослому приятелю, которого лишили премии на работе, что он сам виноват, ибо от природы ленив и бестолков? И вы не станете угрожать, что пойдете к работодателю и узнаете, не таит ли он каких-нибудь других грешков помимо этого. С ребенком такая тактика обвинителя тоже недопустима. Она научит только одному: врать и выворачиваться, чтобы не усугубить свое положение.
- Чего еще нельзя делать — это наказывать за плохие оценки. Сама по себе низкая оценка уже служит наказанием для ребенка, даже если он старается не подавать виду. Выстраивайте доверительные отношения. Пусть двойка в дневнике станет общей небольшой неприятностью, а не личной трагедией ребенка. Вместо упреков и наказания сядьте рядом и подумайте вместе, как это можно исправить. Помните, в борьбе за успеваемость вы по одну сторону баррикад.
- Поощряйте любые успехи ученика, нельзя принимать как должное получение хороших оценок. Это маленькая победа вашего героя, порадуйтесь с ним вместе!
- Недопустим также тотальный контроль. Давайте ребенку столько свободы, сколько получится без ущерба для его здоровья. Если вам кажется, что он не справится сам, вернитесь к пункту 2 и поощряйте за самостоятельность.
Выстраивая отношения с ребенком, важно помнить, что он не обязан быть успешным во всех предметах. Во взрослой жизни гораздо выше ценятся квалифицированные и сообразительные специалисты, ассы в своей области, чем исполнительные сотрудники, умеющие всего понемногу. Помогите ребенку найти любимое дело и преуспеть в нем, и учеба в школе перестанет быть ненавистной обязанностью.